Всеправославный собор. Сила прецедента

13:11 2016-06-30 71 вопрос вселенский патриарх православный Собор

Рейтинг 2/5, всего 7 голосов

Несмотря на множество сомнений и промедлений, опасных моментов, когда казалось, будто появились непреодолимые преграды, Всеправославный Собор, проведение которого готовили последние полвека, таки состоялся, начав работу нового регулярного института во вселенском православии. Теперь Вселенский Патриарх не просто «первый среди равных», но и созывает Большие Соборы и председательствует на них, а его первенство подкреплена соответствующим механизмом. Прецедент создан. По крайней мере для Украины это хороший сигнал. Как отметил в интервью для «РИА Новости» один из двух главных спикеров Всеправославного Собора архиепископ Телмиський Иов (представитель Патриарха Константинопольского в Всеправославном секретариате), еще один из важнейших итогов этого события — Святой и Великий Собор становится постоянным органом православной церкви. «Надо понимать, что он является не только отдельным событием, а процессом, который начался 50 лет назад, когда стали собирать темы, которые на нем нарушены, обрабатывать их, готовить тексты. Сейчас это событие происходит. Потом будет процесс рецепции Собора», — отметил он. Уже сейчас можно констатировать, что статус-кво во вселенском православии, который сохранялся до проведения этого съезда глав диптихальних автокефальных церквей, удалось сдвинуть в сторону хоть этажного дискуссии о современных проблемах, с которыми сталкиваются церковь и человечество в ХХІ

веке и на которые сейчас крайне нужно реагировать.

Соборные постановления

Пусть соборная дискуссия не состоялась с участием всех 14 автокефальных церквей, принадлежащих к диптиха, еще раз оприявивши внутренние борьбу и различие приоритетов между ними, и не затронула всех заявленных на Соборе вопросов, однако она, вполне возможно, положила начало коллективному внутришньоправославному диалоговые об изменениях и необходимости реформ. «Собор дает возможность всем православным церквам в новом формате, в более канонической и официальной форме встречаться и совместно обсуждать темы, которые их беспокоят. Все знают: этот процесс начался еще в 1902 году, когда Вселенский Патриарх обратился ко всем церквям, чтобы вместе решить ряд вопросов, что и было отправной точкой долгого процесса», — отметил архиепископ Телмиський Иов, добавив, что все те организации, конференции, комиссии, которые уже существовали, — это был шаг вперед, и, к сожалению, не официальные канонические инстанции. «Сейчас Собор — это наиболее каноническая официальная структура, которая дает возможность совместно обсуждать вопросы, чтобы едиными устами и сердцем высказать какие-то позиции. Мы надеемся, что именно этот Собор станет не только итогом упомянутого процесса, который продолжался весь ХХ век, но и новой эпохой в православии, когда можно будет собираться чаще. На последнем передсоборному съезде в Шамбези в феврале этого года звучали заявления, что Собор в формате, заданном Критским, должен происходить каждые пять–семь лет. По мнению советника Вселенского Патриарха архидиакона Иоанна Хрисавгиса, на будущих соборах нужно говорить о том, что волнует целый мир, а не только о внутренние дела автокефальных церквей, учиться дискутировать и слышать друг друга. В частности, следующий Собор может касаться вопросов глобальной миграции и экологических проблем, относительно которых у вселенского православия нет своей позиции.

Прозвучали заявления, что Собор в формате, заданном Критским, должен происходить каждые пять–семь лет. В частности, Следующий может касаться вопросов глобальной миграции и экологических проблем

В этом году на Всеправославном Соборе в Ираклионе планировали принять решение о диптиха, порядка установления автокефалии и автономии церквей, православных диаспор в мире, канонических препятствий для браков между православными и другими христианами, соблюдения поста, отношений православия и остального христианского мира, миссии православной церкви в современности. Из них соборные постановления выдали только в отношении шести пунктов, устранив с повестки дня вопрос о диптиха и автокефалии. Одним из самых больших изменений, которое затронет жизни мирян, является соборное постановление о возможности заключать браки между православными и инославными христианами и нормированию вопрос относительно поста, его продолжительности церковными иєреями на местах по просьбе самих прихожан. Что же до диалога с другими христианскими церквами, то диптихальни православные церкви продолжат свою работу в деле продвижения христианского единства в стенах Всемирного совета церквей, хотя это еще совсем не означает, что они принимают идею «равенства конфессий» как определенный компромисс. Кроме того, Собор осудил попытки определенных лиц или групп нарушить единство православия якобы с целью защиты его истинности. Обсуждая миссии православной церкви в современном мире, Собор осудил войну как таковую, в частности конфликты на почве религиозного фанатизма, а также из националистических мотивов, которые приводят к этническим чисткам, изменения государственных границ и оккупации территорий.

Читайте также: На Крите завершился первый за более чем тысячу лет Всеправославный собор

Ни эллина, ни иудея

Всеправославный Собор отнюдь не повод прекращать давнее внутреннее латентное противостояние между двумя современными мощнейшими фигурами вселенского православия: Патриархом Константинопольским Варфоломеем и Московским — Кириллом, а также идеями и видениями будущего, которые они презентуют. В последний момент перед началом Критского Собора прозвучали заявления Священных Синодов Болгарского, Антиохийского, Грузинского, Сербского и Московского патриархатов о том, что через ряд несогласованных моментов они не примут участия во Всеправославном Соборе и советуют Вселенскому Патриарху перенести его на неопределенное время. Как сказано в послании Кирилла предстоятелям и представителям поместных православных церквей, которые собрались на Крите, «РПЦ всегда разделяла мнение, что голосом любой поместной церкви нельзя пренебрегать. Отсутствие согласия Антиохийской церкви на созыв Собора означает, что общецерковного консенсуса мы не достигли». Московский иерарх добавил, что не следует пренебрегать волей и остальных церквей, которые выступают за перенесение даты проведения Всеправославного Собора. Не удивительно, что такой дискурс возник со стороны РПЦ. Для российского первосвященника важно было договориться относительно четырех пунктов, которые должны были выдвинуть на рассмотрение Критского Собора: диптиха, церковных диаспор, автономии и автокефалии. Пусть там как, все они определенным образом намекали на украинский вопрос. Предложенный документ об автокефалии было прописано таким образом, что ее предоставляет Вселенский Патриарх, но с согласия остальных участников. Смахивает на формальную победу Константинополя, но во время постановки вопроса об автокефалии в Украине РПЦ будет иметь право вето. Напомним, что документы об автокефалии и диптих не были вынесены на утверждение Собором, поэтому предполагаем, что во многом смысл критской встречи для Кирилла было потеряно.

Решение Болгарской церкви не ехать на нынешний Всеправославный Собор максимально калькирует позицию РПЦ относительно причин ее неучастия. Право Вселенского Патриарха предоставлять автокефалию локальным церквям, вопрос иностранных церковных диаспор, которые глава Фанари видит как свои, принятие решений внутришньодиптихальним консенсусом — все то, что следует из заявления Патриарха Болгарского Неофита, отражает мнение РПЦ. Позицию предстоятеля, который воздержался от других, кроме синодальной, заявлений, дополняет интервью митрополита Ловицького Гавриила болгарской газете «24 часа», перепечатано на официальном сайте патриархии. «Лучше не принимать документов экуменической ориентации, которая разрушает единство церкви», — заявляет он. Позицию тех патриархов, которые не приняли участия в работе Критского Собора, там назван «смелым и мужественным», а Россию — освободительницей от турецкого ига. Такие заявления от предстоятелей Болгарского патриархата не являются удивительными, учитывая тесные контакты с Московским. Неофит, который возглавляет православную церковь Болгарии от 2013 года, известный тем, что за короткий срок своего служения успел пять раз встретиться лично с Кириллом и всячески поддерживал последнего в противостоянии с Варфоломеем. А в декабре 2015-го направил письмо президенту Украины Петру Порошенко, в котором всячески защищал российский контроль над нашим православием.

Для Грузинской церкви проблемными и несогласованными вопросами, которые помешали участия Католикоса-Патриарха Илии II вместе с делегацией во Всеправославном Соборе, стали те, что касались таинства брака, отношений православной церкви с остальным христианским конфессиям и ее миссии в современном мире. Мол, во время укладки финальных предсоборных документов с последних двух вопросов к ним закрались серьезные экклезиологические и терминологические ошибки, которые не были устранены.

Антиохийский патриархат отказался участвовать в работе Критского Собора по причине неурегулированности конфликта, который возник между ним и Иерусалимским через каноническую юрисдикцию над территорией Катара. Это привело к тому, что первый из них разорвал признании сопричастия с патриархией на Святой Земле, не дождавшись адекватной реакции Вселенского Патриарха на свою жалобу. Такая позиция не удивительна, учитывая прочные контакты между сирийским режимом Башара Асада, который контролирует Антиохийську патриархию, и РФ и РПЦ в частности. Хотя сам Патриарх Антиохийский и всея Африки Феодор II принял участие в божественной литургии по случаю Пятидесятницы вместе с главами других церквей в соборе Св. Мини в Ираклионе.

Из этого ряда выпадает позиция Сербской церкви, которая сначала отказалась поехать на Всеправославный Собор, ссылаясь на неравноправие между епископами, которые принимают в нем участие, ведь не все они с правом голоса. Патриарх Сербский Ириней согласился быть участником Собора лишь при условии, что он и его делегация смогут оставить Крит, увидев, что там происходит нечто, с чем они не соглашаются.

Читайте также: Игры патриарших престолов

В выступлении на первой соборной пресс-конференции архиепископ Телмиський Иов отметил, что всем, кто отказался участвовать в Соборе, прислали повторные приглашения, чтобы заявить о единстве вселенского православия, что стало одним из посылов, озвученных на встрече. «Отсутствие четырех церквей не имеет никакого отношения к несогласия относительно вынесенных на Собор вопросам, ибо те церкви участвовали в разработке их тематики, и связана скорее с их нынешними внутренними проблемами», — констатировал он. К тому же существует практика, согласно которой соборные определения, принятые при отсутствии какой-либо из диптихальних церквей, были имплементированы и принятые ею в дальнейшем. Такую позицию поддержал в своей речи на открытии Собора архиепископ Кипрский Хризостом, отметив, что отсутствуют церкви «присоединяются к слушательской аудитории». «Конфликт внутри православия, вызванный этнофилетизмом (явлением конфликтов и споров внутри Вселенского православия на национальной основе, осужденным в 1872 году как ересь. — Ред.), по моему мнению, является самым первым объяснением того, почему так много времени пришлось потратить на подготовку Собора. Этнофилетизм — причина того, что вопрос автокефалии и диптиха не остались в соборном повестке дня, и одновременно того, почему мы нуждаемся в канонической резолюции по вопросу диаспор. В нашу эпоху, когда национальные границы отменено, православные не только делят себя, а и становятся посмешищем, создавая национальные особенности нашей экклезиологии (отрасли богословия, исследующая природу и свойства Церкви. — Ред.) и идентичности нашей церкви», — отметил кипрский иерарх.

Разъединение в рядах вселенского православия на два лагеря — вещь очевидная. Как отмечает в своем блоге на портале Религиозно-информационной службы Украины Татьяна Деркач, большинство поместных церквей, которые в настоящее время относятся к всеправославному диптиха, уходит корнями общего советского прошлого: «Россия, Грузия, Сербия, Албания, Чехия, Словакия, Польша, Болгария и Румыния — классический церковный аналог Совета экономической взаимопомощи. Каким бы древним было их происхождение, оно не заретушує на этих церквях очевидного отпечатка коммунистического прошлого — периода церковной фрустрации и деградации». Эксперт добавляет: «Несоветские» поместные церкви (Константинопольская, Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская, Кипрская, Элладская) исторически принадлежат к эллинского (византийского) мира, и это такой же анахронизм, как и СССР или «русский мир».

Сейчас уже очевидно, что «постсоветское» церковный альянс фактически сформировал собственный религиозно-богословский изоляционистський повестку дня. В свою очередь, церкви условно эллинского мира пытаются апеллировать к древней, а потому авторитетной традиции, где Великая империя, Вселенские Соборы и выдающиеся духовные лица, сегодня именуемые отцами церкви, еще были реальностью. Ни консервация, ни воспроизводства православной традиции не являются пригодными сегодня. Ни один из предложенных Москвой или Константинополем проектов не подталкивает вселенского православия до настоящего реформирования, здорового диалога с инославными христианами, в частности римо-католиками, к процессу богословского анализа возможности последнего. Такой сценарий опасен для будущего православного мира, ныне разобщенного и пересвареного, а следовательно, слабого.

Украинский вопрос

«Слышать голоса разочарования: почему Собор не сказал больше об Украине? Потому что Украина не была на нем представлена и голос двух архиереев-украинцев среди более двух сотен не мог быть определяющим. Вот разве нас беспокоит вопрос «новых земель» Греции? Большинство даже не знает, о чем идет речь, а греческие СМИ и журналисты три дня подряд живо обсуждали именно эту тему. Потому что она им близка не меньше, чем нам признание автокефалии», — написал в Facebook 27 июня глава Информационного управления Киевской патриархии Евстратий Зоря. Действительно, по крайней мере количественно представителей на Соборе в Ираклионе могло быть больше. Те из них, что вошли в делегацию РПЦ, проигнорировали событие, а остальные не имела возможности участвовать во Всеправославном Соборе даже как наблюдатели; подобное было с главами ориентальных православных церквей (Коптской, Эфиопской, Еритрейськои, Сирийской, Армянской апостольской и Маланкарской). Главный итог для Украины заключается в том, что Собор в своих решениях и заявлениях не создал никаких помех для дальнейшего признания Вселенским Патриархом ее автокефалии поместной православной церкви. Поскольку вопрос о порядке предоставления автокефалии не вошло в повестку дня Критского Собора, пока что для ее получения любым православной церковью достаточно томоса (грамоты), который выдает Вселенский Патриарх на основании решения Синода Константинопольского патриархата. Очевидно, что украинскую тему так или так обсуждали на Крите, но разве что кулуарно. Единой позиции относительно нее в глав диптихальних православных церквей нет.

Читайте также: Всеправославный собор на Крите прошел без России

«Украинский вопрос есть не только украинским или российским. Это вопрос всей церкви в целом. Мы надеемся, что найдем решение для него и что Вселенский Патриарх будет способствовать его принятию в порядке нашей истории, в канонической форме», — высказался в комментарии для российского аналитического центра KATEHON Патриарх Сербский Ириней. Очевидно, это совсем не то, что хотели услышать журналисты портала, который контролируют Константин Малофеев и Александр Дугин. Не замедлили на упомянутом веб-ресурсе видео и публикации, которые всячески затирают слова сербского предстоятеля. «По информации аналитического центра KATEHON, секретные службы США и Великобритании пытаются повлиять на решение Собора. Главным образом используют агентов влияния в Константинопольской патриархии. Цель — подорвать авторитет РПЦ, способствовать распространению екуменистських и модернистских тенденций, которые ослабляют православие, форсировать вопрос о предоставлении УПЦ автокефалии и таким образом способствовать расколу внутри православного мира», — сказано в статье «Человек за кулисами Критского Собора», что размещена на главной странице портала в разделе «Сетевые войны». Это заявление касается не так дел религиозных или церковных, как политических и идеологических. На коротком противовес коментареви Патриарха Иринея KATEHON приводит утверждение архиепископа Люблинского и Холмского Авеля, представителя Польской православной церкви: «Проблема Украины — это внутренний вопрос РПЦ. И никому в нее не надо вмешиваться. Политики вон вмешались, причинив много проблем. Когда еще и другие церкви вмешаются, их только прибавится». Поскольку украинской делегации на Критском Соборе не было и украинский голос там не прозвучал, не клирики, а наши парламентарии направили к Вселенскому Патриарху два заявления. Одна содержала просьбу предоставить УПЦ автокефальный статус, а вторая — от группы Оппозиционного блока — подчеркивала необходимость сохранения старого статус-кво. Пусть там как, а найконструктивнишою реакцией на такие действия стали слова спикера Критского Собора архиепископа Иова в интервью каналу «1+1»: «Мы прочитали и услышали в прессе об обращении ВРУ. Вселенский патриархат его рассматривать, когда получит через надлежащие инстанции. Возможно, будут созданы комиссии. Это будет зависеть от решения Священного Синода».

Вопрос автокефалии УПЦ других исторических условий не имело бы существенного значения в ХХІ веке, однако история не знает никаких «если бы». Такой статус или его отсутствие никоим образом не девальвирует ценность независимости и суверенности нашей страны. Речь идет скорее о важный элемент действующего гибридного противостояния РФ как с Украиной, так и с государствами Запада. Религия — это мощный канал влияния как на людей обычных, так и на политиков, и она подает своим поклонникам определенный образ действительности. Вполне возможно, что тот процесс формирования современной украинской политической нации, который начался на разных площадях последних 25 лет, только усилится, если одна из церковных организаций этого общества будет так же украинском, а не будет представлять ценности и идеи враждебного лагеря, с которым идет война.

Очевидно, что автокефалию УПЦ не предоставят за один день и этому событию будут предшествовать огромная подготовка как во Вселенском патриархате, так и среди различных украинских православных церквей, преодоление сопротивления Москвы и ее союзников. Но если Критский Собор стал возможным, если организаторам хватило мужества и ответственности его провести, то признание УПЦ, хоть и вопреки протестам России, тоже вполне реальное. Главное, чтобы в украинской православной среде, которому присущи проблемы вселенского православия, в частности разобщенность и нежелание брать на себя бремя принятия ответственных решений, не случилось так, как в нашем обществе в 1991 году, когда независимость упала ему на голову. Такой статус нужно не только получить, но и удержать его, превратить тактическую победу стратегическую.


В Хабаровске расследуют обстоятельства убийства семьи
В Хабаровске расследуют обстоятельства убийства семьи
04:45 2017-01-24 2

Обама на прощание направил Палестине $221 миллион
Обама на прощание направил Палестине $221 миллион
04:25 2017-01-24 3

На должность сибирского отделения РАН выдвинуты четыре кандидатуры
На должность сибирского отделения РАН выдвинуты четыре кандидатуры
04:20 2017-01-24 2

Новый глава Пентагона провел телефонный разговор с генсеком НАТО
03:50 2017-01-24 2

Белый дом допустил сотрудничество с РФ в Сирии
03:16 2017-01-24 4

Американский сенат утвердил Майкла Помпео на пост директора ЦРУ
02:40 2017-01-24 5

МИД Польши рассекретил доклад 2008 года о переходе на пророссийский курс
02:35 2017-01-24 4

Трамп заявил, в какой сфере готов сотрудничать с Россией
01:16 2017-01-24 5

Сенат одобрил кандидатуру Тиллерсона на пост госсекретаря США
01:10 2017-01-24 5

Россия и США не договорились о звонке Трампа Путину
00:00 2017-01-24 6