Музыка войны (ФОТО)

15:14 2016-02-08 80 военный война музыка музыка войны

Рейтинг 1/5, всего 8 голосов

Война – ужасное место, на котором нашлось место одному из самых удивительных достижений человечества.
Один из величайших полководцев мира Александр Васильевич Суворов, побеждавший не числом, но умением, придавал огромное значение психологической подготовке своих солдат и офицеров. Особую роль в этом играла боевая, походная и церемониальная музыка – «Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом священника, развёрнутыми знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил!».

Именно музыка стала одним из первых способов морального и психологического воспитания бойцов древнего мира. Ритуальные танцы перед стычками с соседями, изображавшие сцены боя, вводили воинов в своеобразный транс, избавляя от страха перед предстоящим сражением. Кроме того, именно через такие танцы опытные воины передавали свои умения молодёжи, ведь подобные танцы непременно включали в себя реально применявшиеся элементы ближнего боя.

Примечательно, но данная традиция практически в чистом виде дойдёт и до наших дней. Те же казачьи танцы с саблями, поставленные не профессиональными хореографами и танцорами, а в своём первозданном виде, также непременно включали в себя боевые приёмы. Подобные необычные тренировки существовали практически в каждом народе. Отсюда же появились мифы и о боевом гопаке. Аналогичный смысл в себе несла и джигитовка — сложные акробатические приёмы, невыполнимые в реальном бою, отработка которых позволит с лёгкостью выполнять действительно необходимые боевые приёмы.

Другим примером ритуального танца, дошедшего до наших времён, можно считать хаку – боевой танец маори. Он являет собой несколько иной психологический приём – устрашение противника. Данный ритуал активно используется как спортивными командами Новой Зеландии, так и в армии.

Однако наибольшую популярность военная музыка получила как средство связи и координации войска. Первые упоминания о военных музыкантах относятся к Ассирийской империи и Древнему Египту – одним из первых стран, где армия превратилась из толпы вооружённых людей, в организованные подразделения, которыми необходимо управлять. Кричать на поле боя командирам было абсолютно бесполезно, гонцы – средство медленное и ненадёжное, поэтому были использованы первые «громкоговорители» — музыкальные инструменты. В ход шли двойные гобои, продольные флейты, барабаны и литавры.

Позже к аналогичным методам командования армией придут и народы Средиземноморья. Древние Греки будут активно использовать лиры, кифары и авлосы. По настоящему культовой станет флейта, ставшая настоящим боевым инструментом милитаристских обществ Спарты и Македонии.

Спартанские воины, брезговавшие любой работой, кроме войны, лишь музыку считали достойным воина искусства и с удовольствием распевали в походе специальные песни – эмбатерии. В македонской армии флейтисты также приписывались практически к любому крупному подразделению. Флейту сложно назвать оружием войны, то ли дело барабан, но, именно под неё плотные построения спартанских и македонских фаланг могли передвигаться стройно и без порывистости, что способствовало сохранению строя.

Первые настоящие военные ансамбли появятся уже в легионах Древнего Рима, где координация манипулярной тактики была главным козырем в боях с ордами варваров. Римский милитаризм будет использовать практически все способы применения музыки на войне – отдача приказов, походные марши, церемониальная музыка, хоровое пение. Всё это было невозможно, без создания специализированных музыкальных подразделений.

С наступлением Тёмных веков упадок наступит и в военной музыке. На войне применение музыки останется лишь в «варварском» варианте – ритуальные танцы и устрашающе-оскорбительные песни непосредственно перед боем.

В Средние века развитие военной музыки начнётся фактически с самого начала – музыкальные инструменты начнут использовать для отдачи команд.

Вновь музыкальное сопровождение вернётся с появлением на поле боя швейцарских пикинёров – лучших наёмников своего времени. Их построение напоминало македонскую фалангу, однако со временем бойцы осознали преимущества тактической гибкости строя и их построение преобразовалось в прообраз испанской терции – построения, несколько веков считавшегося непобедимым. Естественно, что столь сложные боевые манёвры требовали серьёзной координации, и музыка вновь заняла своё законное место. Далее боевые построения Европейских армий будут лишь усложняться, а вслед за ними будет развиваться и институт военных музыкантов – появятся оркестры, военные музыкальные школы, а боевые марши начнут писать лучшие композиторы своего времени.

В России судьба военной музыки во многом схожа с европейской историей. Известно, что во времена Древней Руси княжьи рати сопровождались музыкантами, использовавшимися как для увеселения солдат, так и для командования сложной структурой древнерусской армии, где войско уже подразделялось на полки.

Упадок от монгольских набегов скажется на армии, что приведёт и к уменьшению роли военной музыки. Вновь мелодии заиграют над русскими полками при Петре Великом, который сразу создаст музыкальную службу в своей обновлённой армии. Каждый полк получит 9 гобоистов и 16 ротных барабанщиков. Военной музыке начнут обучать детей в гарнизонных школах. С этого момента русская военная музыка также начнёт развиваться и уже через век в полковом оркестре будут представлены практически все основные музыкальные инструменты.

Работа над военной музыкой таких композиторов, как Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский и Алябьев приведёт к тому, что уже русский институт военной музыки начнёт влиять на композиции и инструменты зарубежных армий, особенно германских.

К XX веку военная музыка фактически утратит своё изначальное значение, но станнит инструментом поднятия боевого духа и патриотического воспитания. В революционной России оркестры в воинских частях начнут продвигать через музыку идеологию новой власти.

Однако время расставит всё на свои места и идеология коммунизма довольно быстро отойдёт на второй план, а в военных песнях всё чаще будет говориться о любви к Родине и своему народу, что приведёт к появлению по-настоящему народных произведений, которые останутся актуальны при любом политическом строе. Это станет настоящим феноменом, так как легендарная «Катюша» и другие песни зазвучат на многих языках мира.

Музыка войныМузыка войныМузыка войныМузыка войныМузыка войныМузыка войныМузыка войныМузыка войныМузыка войныМузыка войныМузыка войны