Alfa Jazz Fest и воспитания чувств и такта, или Каждой музыке свое время

16:33 2016-06-30 41 ajf все джаз джазовый музыка

Рейтинг 4/5, всего 4 голосов

И хотя бывают фесты, где одновременно работает 13 сцен, в случае AJF даже трех достаточно, чтобы за четыре дня сбросить несколько кило, бегая туда-сюда, а в итоге не услышать всего, что собирался. 2016-го AJF, возможно, и не вошел в историю, как прошлого (Херби Хэнкок и Уэйн Шортер впервые за 20 лет сыграли более 2 ч), но и сейчас есть от чего ахнуть. Дело вот в чем: каждый раз, когда человека спрашивают, что такое джаз, он либо цитирует избитую фразу «если ты об этом спрашиваешь, то так и не поймешь», или же просто стоит в отчаянии и не может ничего сказать. Что ответить про жанр, который вобрал все, что случилось за последние 100 с лишним лет в мире музыки? Нынешний AJF продемонстрировал это еще, еще и еще раз.

Forte

Най-най-джазовоший журнал JazzTimes уже дважды включил AJF до своего рейтинга лучших фестов. Весной 2016-го британский The Guardian включил Alfa Jazz Fest в ТОП-10 европейских джазовых фестивалей, а телеканал Mezzo уже второй раз приезжал снимать.

Крупнейшим «отчаянием» нынешнего AJF стала… отсутствие протестующих. Наконец активисты «услышали» организаторов, которые выложили деньжат на благотворительность. То есть когда в 2014-м AJF собирал деньги для семей погибших украинских бойцов, этого митингующие не хотели слышать, а вот и трех лет не прошло, как услышали. Есть шансы, что еще через три года некоторые из них услышит и музыку, которая есть на фесте Отсутствие протестующих как-то даже вызвала грусть, ведь они предыдущие два года добавляли перца, а это полезная вещь. Впрочем, и без них хватало перца и драматизма, но уже на сцене.

Рок-фестиваль?

Эсперанса Сполдонґ и ее новый проект emily’s D+Evolution

Это настоящий экстрим, когда ты ждешь на молоденькую красотку, которая с контрабасом — такая открытая и жизнерадостная — споет тебе какого нежного джазового стандарта, а выходит та самая девушка в короне и с бас-гитарой и разносит остатки твоих мозгов, а потом еще топает по ним.

Весной 2016-го британский The Guardian включил Alfa Jazz Fest в ТОП-10 европейских джазовых фестивалей, а телеканал Mezzo уже второй раз приезжал снимать

Если вы наблюдали за разнообразной деятельностью этой прекрасной (во вех смыслах) басистки и вокалистки, то могли подозревать, что однажды что-то подобное выкинет. Но никогда не думали, что это произойдет у вас на глазах.

«Funk the Fear, Live Your Life» («До сраки страх, живи своей жизнью»), — повторяет она в одной из своих песен. Легко говорить 31-летней девушке, у которой есть четыре награды Grammy и от которой якобы все знают, чего ожидать, и все ждут. Исполнительницу, очевидно, задолбал тот марафон, и она решила передохнуть и выдумать что-то, что… испортит бизнес, но покажет ее в другом свете. Эмили — это ее второе имя. Исчезла прическа в стиле «афро», что шире ее телосложение, появились большие очки «ботаника» и очень-очень плохие мысли в голове. Такое ощущение, что она взяла вместо контрабаса бас-гитару, чтобы ею легче было бить по голове публику.

В отличие от себя прежней ее альтер-эго Эмили не желает иметь контакта с аудиторией, а хочет показать: «я в домокє», «я вам не фотомодель, а у меня еще и мозг есть, а в нем тоже что-то есть».

Если вы не поняли того, что написано здесь о Есперансу Эмили Сполдонґ, должен вас успокоить: мало кто вообще понял, что происходило на сцене в тот вечер. Захват сюрреалистами и Сэмюэлем Беккеттом джазовому музыканту не светит ничем хорошим. Даже если вы друзья с женой президента Обамы.

Читайте также: Ли Шень: «Музыка — это искусство времени»

Если недавно материал с альбома, который вышел в марте нынешнего года, она исполняла как простой концерт, где рассказывала про каждую из песен, сейчас это театральная постановка, в которой на входе стоило бы добавлять распечатанное либретто, как в нормальных оперных театрах (это заметил не один зритель шоу). Здесь сочетание искусств и контекстов: свет весит не меньше за звук, а трое бэк-вокалистов научились хореографии. То есть это было полное мегапрофесойне сочетание не только жанров, но и искусства вообще.

Маленькая девочка, которая прется от тяжелого психоделического блюза группы Cream (по словам самой Сполдонґ) и умудрилась вобрать в один перфоманс столько, что следует немного передохнуть.

От древних греков, средневекового театра, Курта Вайля с Брехтом, Карла Орфа и бродвейского кабаре до чего-то в духе King Crimson, Pink Floyd и рок-оперы Jesus Christ Superstar. Это, по сути, и была рок-опера, в которую вместили столько контекстов, что не каждый поклонник знает. К тому же такие драйв и громкость, аппаратура зашкаливала, при том, что кроме бэк-вокалистов и дозаписаних плей-беков у нее были только прекрасный гитарист и барабанщик.

Возможно, во второй раз большинство людей и не захочет услышать этот букет музыкальной неадекватности, но Эмили того от вас и не требует.

Пэт Метини

Пожалуй, большая часть людей приехала во Львов послушать именно его, и ей все равно, что он будет выполнять. Ведь Метини — давно признанный гений гитары и неординарный композитор-импровизатор. Тем более он был в Киеве еще далекого, голодного на музыку 1987-го, а следовательно, имеет или не религиозно-канонический статус для джазовых фанов Украины.

Он приехал с простой, без лишних «концепций» фестивальной программе. Здесь Метини заиграл даже собственные композиции со своего первого альбома 1977 года «Bright Life Sized». И знаете, звучит до сих пор актуально. Ведь иногда важно не что, а как.

Метини — невероятный гитарист, в игре которого есть та оптимальность между эмоциями и технической взвешенностью: он умеет играть все на любой скорости, но не рвет струны в запале. Скорость и тайминг в музыке чем-то похожи на скорость управления авто: главное не переусердствовать. К тому же Метини, несмотря на свои многочисленные награды, для которых у него есть, пожалуй, отдельная комната (иначе не влезут), на протяжении карьеры очень разный. От почти попсы до какого-то экспериментального авангарда. И значительную часть собственного разнообразия он продемонстрировал во Львове.

Собственно, даже если вы и не относитесь к заядлым фанам Метини (как и я, кстати), то должны осознать, что он гений. Просто посмотрите на грацию танца его пальцев по грифу гитары. Кстати, начав с хорошего, проверенного джаза, закончил каким-то диким рок-н-роллом, как и большинство исполнителей на фесте. И не удивительно, ибо, как и все нормальные музыканты, очень любит разную музыку.

Артуро Сандоваль

Этот кубинец с американским гражданством является легендой афрокубинського джаза. Протеже самого Диззи Ґоллеспо, виртуоз и так далее — ты будто знаешь, чего от него ждать, ведь все уверены, что старые звезды не меняются… А тут вдруг на тебе (правды ради надо сказать, эту фестивальную программу дядя уже не раз демонстрировал в Европе). На трубе он играл не слишком много, хотя показал все, на что способен: от просто стильной игры старой школы в своих фирменных «фишек», когда труба звучит в какой-то заоблачно высокой тональности или так низко, как тромбон. Более того, он пел, причем не хуже того самого Курта Еллонґа, и играл немного на клавишных и перкуссии. Вот такой трубач.

Читайте также: Иоганнес Торель: «Музыка рефлексирует, сохраняет определенные национальные элементы, но не это главное»

По настроению и стилистике это было где-то в диапазоне между би-бопом Чарли Паркера, кубинскими Buena Vista Social Club, Weather Report и каким-то сногсшибательным — не догадаетесь — рок-н-роллом начале 1970-х. К тому же он немного попел горловым пением и играл на дрымбе. Игривый кубинский дядя…

С точки зрения обычного джазового фаната это был второй по громкости, но найдрайвовоший концерт на фесте. К тому же Сандоваль — один из тех, кто отказался выступать на оккупированном полуострове Крым и кто своими речами со сцены дал понять, что петрає в том, что у нас творится.

Джазовый фест?

Дайанн Ривз

Десятки лет джазового пения не проходят просто так. Мощный вокал, но в то же время изысканный стиль и умение подать тему так, чтобы люди ее услышали. А также открытость. Прекрасный классический джаз, грув, стандарты. Жаль только, что она уделила не слишком много внимания своему новому альбому, где выполняла не только джаз, но и песни выдающихся людей, которые не относятся к джазу.

Зато Ривз в конце выступления 20 минут «раскачивала» публику, спев с ней. Кайфово видеть, как классическая джазовая певица умеет обращение к нашему народу превратить в песню, а перечень участников своего квартета — на рэп под музыку, а потом снова заставить аудиторию петь.

Бренфорд Марсалис и Курт Еллонґ

Свой новый задел квартет саксофониста Марсалоса (из клана Марсалосов) вместе с супервокалостом Куртом Еллонґом выдали буквально недавно. Квартет сейчас считается одним из лучших постбопових акустических коллективов мира, а сам Марсалис — прогрессивным и крайне актуальным для двух-трех поколений саксофонистов. (К счастью, он творчески не имеет отношения к брата Уинтона: они как две противоположности. «Нас шестеро братьев, но двое оказались умными и не стали музыкантами», — шутил Бренфорд.)

Курт Еллонґ, вокал которого многие сравнивают с пением Фрэнка Синатры, на самом деле джазовоший за старшего коллегу. Во время концерта они с Марсалосом даже успели каким-то боком зацепить «A Love Supreme» Джона Колтрейна. Еллонґ умеет любую песню подать так, что ты ее поймешь, даже если джаза никогда не слышал. Он даже поет босанову португальском.

Главное, что они не пытались никого поразить, а просто кайфовали на сцене, постоянно создавая моменты, которые заставляли забыть обо всем и просто слушать.

Ларс Даниэльссон

Как сейчас говорит молодежь, ему «+100 в карму» за самую тихую музыку на AJF. Этот шведский контрабасист, виолончелист и композитор как-то был в Киеве с невероятным концертом. Но чудеса случаются, и это выступление было не менее невероятным, хотя и не таким камерным. Те люди с явно выраженной европейской академическим образованием заставили замолчать в зале даже самых отъявленных любителей «поговорить о музыке».

От даже солоденього мелодичного заигрывание с аудиторией до рок-музыки и рефлексий на «Пассакалию». -С. Баха («Три у меня уже есть, это четвертая», — сказал он).

Читайте также: Клод Деланґль: «Когда хорошая музыка не объединяет разных людей, она не выполняет своей задачи»

«А сейчас мы исполним нашу новую песню, вообще впервые, — говорит Даниэльссон. — У нее даже названия еще нет… Но, думаю, теперь она будет называться просто «Lviv».

Конечно же, закончили они полным рок-н-роллом. Но тихим.

Мишель Камило

С точки зрения организации было явной ошибкой ставить трио «огненного» пианиста Камило после интровертного Деноельссона. Камило — кумир многих пианистов и просто меломанов — звучал, будто Рахманинов под газом в борделе портового города, смешивая танго, самбу, классику и джаз в какую-то слива избыточного адреналина. Его обращение с роялем можно описать старой русской поговоркой: «Бйот — значит любот».

Каждой музыке свое время. Здесь немного не попали. Бывает.

Сейчас украинский джаз (как и некоторые другие жанры) находится на таком взлете, что стоит следить, чтобы потом не было «стыдно за загубленные годы»

(Но образом давайте будем и заканчивать о западных звезд, ведь фестиваль, как на нас, очень большой, а бумага не резиновый.)

Украинцы

Ежегодно на AJF украинских исполнителей слушать становится все интереснее. Иногда даже интереснее, чем приглашенных звезд. И вопрос не в том, что они растут технически — это десятое дело. А в том, что в них проснулось чувство собственной идеи, идентичности, понимание того, зачем ты это делаешь. То, что отличает просто хорошего музыканта от очень хорошего.

Сейчас украинский джаз (как и некоторые другие жанры) находится на таком взлете, что стоит следить, чтобы потом не было «стыдно за загубленные годы». И это, в частности, результат того, что наши все чаще вживую видят выдающихся коллег. Это касается и простых меломанов. Одно дело слушать запись, а другое — воочию видеть, как работает тот тайный механизм. Ведь музыка, как не крути, — это не только вдохновение и идея, но и механизм.

Вадим Неселовский и оркестр INSO-Львов. Пианист, композитор и аранжировщик родом из Одессы, Неселовский уже давно живет в Нью-Йорке и работает с очень крутыми джазменами. Он приезжал к нам 2014-го на AJF. А летом 2013-го в колледже Berklee, который закончил и в котором сейчас преподает, сделал концептуальную программу «Концерт для украинского народа», средства от которой пошли на благотворительность. На этот раз пожелал работать с львовским академическим оркестром.

Как известно, наши академические симфонисты патологически не умеют свонгувати. Впрочем, Неселовському хватило мудрости исполнять музыку, чтобы никто не виделся «нелепо». Лучшая цитата с концерта: «Вообще я написал эту пьесу для выдающегося вибрафониста Гэри Бертона. Но, как видите, оказалось, что ее можно сыграть и с оркестром. И даже без фортепиано».

Последние годы на Неселовского у нас люди идут не менее охотно, чем на американских звезд. И это справедливо. Он тоже, по сути, американская звезда.

Андрей Прозоров со своим трио. Трио он собрал в Австрии, где уже живет 100 лет. Контрабас, аккордеон и Прозоров на сопрано-саксофоне — это то, что стоит съесть до последней капельки. Смесь танго и чего-то вроде джаза — Прозоров не зацикливается на жанровых правилах, у него интересная техника исполнения и не менее интересное мышление. В позапрошлом году он также играл со своим постоянным австрийским коллегой украинцем Ильей Алабужевим: их выступление совпало с концертом на главной сцене — это тот случай, когда стоило оставаться слушать наших, чем заморскую звезду.

RU Big Band под управлением известного преподавателя, дирижера, композитора и пианиста Майкла Абене. В бенди, который состоял преимущественно из студентов или выпускников Института музыки им. Глиера, отличался наш трубач и бендлодер «украинский Дюк Эллингтон» Деннис Аду. Майкл Абене — это, конечно, хорошо. Но есть закономерность: все, буквально все, где присутствует Аду, звучит прекрасно. Ну и так: если вы не слышали этого, то не способны представить, насколько по-взрослому и по-американски может звучать, по сути, молодежный оркестр.

Перечислять всех музыкантов — бесполезно. У нас тут, извините, не «желтые страницы украинского джаза». Просто запомните: украинский джаз каждый день становится все интереснее. И он здесь, у нас дома и сейчас.

P. S. Конечно же, Джамала. Кто только о ней не писал. Оставим пафос, ведь она сама безпафосна, замечательный человек, которая, кажется, так и не «зазоркувалася» ни до, ни после победы на Евровидении. Но ради ее выступления AJF растянулся на пять дней.

На самом деле Джамалу как такую во многом «делают» музыканты, что с ней, а их на сцене было очень много, и они одни из лучших в стране. И главное — певица без бумажки помнит не только их имена, но и имена звукорежиссеров и осветителей. В деталях вся правда. Ну и в том, что она на весь мир через YouTube (в прямой трансляции с феста) поет украинских, армянских, крымскотатарских песен, а также что-то там фанковое и соулове — разрушает стереотипы и границы.

P. P. S. Автор просит прощения у всех украинских исполнителей, которых не назвал. Рано или поздно это произойдет. Вы делаете огромный вклад в нашу культуру и воспитание чувств.